Замена талона государственного технического осмотра пока что мало кому ведомой «диагностической картой» и прочие изменения, связанные с прохождением обязательного ТО и покупкой полиса ОСАГО, вызвали у многих автомобилистов если не панику, то некоторое замешательство: нужно ли в срочном порядке бежать за этими картами? Можно ли заключить договор со страховой компанией по старому, но еще действующему талону? Станет ли процедура прохождения техосмотра дороже или сложнее? С этими вопросами Autonews.ru обратился к депутату Государственной Думы, лидеру Движения автомобилистов России Вячеславу Лысакову и юристу Московского юридического центра Сергею Прохорову.
- Что такое диагностическая карта и кто ее выдает?
Сергей Прохоров: Диагностическая карта - это ваш допуск к участию в дорожном движении. В ней будут указаны выполненные сервисом работы, на основании которых ваш автомобиль признан годным к движению по Российским дорогам. Выдают ее Госавтоинспекция и сервисы, аккредитованные Российским Союзом Автостраховщиков (РСА).
- Где дешевле всего получить диагностическую карту – у аккредитованных сервисов или в Госавтоинспекции?
Вячеслав Лысаков: Пока что в ГАИ. Это обойдется всего в 300 рублей. Но учтите, что, во-первых, это доступно далеко не во всех регионах и, во-вторых, автоинспекция будет заниматься диагностическими картами только до 2013 года, пока не окрепнет сеть «частников»; после этого ГАИ этих полномочий лишится.
- Как распознать аккредитованный сервис?
Сергей Прохоров: Как в переходах у нас продаются липовые дипломы ВУЗов, так и, наверняка, будет организована продажа фальшивых диагностических карт. Однако покупка такой карты не будет обозначать, что вы внесены в базу данных. Поэтому, важно убедиться, что перед вами именно сертифицированный центр. Во-первых, их список будет размещен в интернете, ну а если нет доступа к сети, а ТО пройти нужно срочно – у сервиса должны быть соответствующие сертификаты, которые они обязаны предъявлять по вашему первому требованию.
- Если талон ГТО еще действует, нужно ли менять его сейчас на диагностическую карту?
Вячеслав Лысаков: Нет необходимости. Замена документов предполагается постепенной, так что талон будет действовать весь свой срок. Как только сроки прежних документов истекут, их нужно будет поменять на новые.
- Нужно ли получать диагностическую карту, если срок ГТО истекает, а страховка еще действует?
Сергей Прохоров: Не нужно. Полис ОСАГО – это именно тот документ, который будут спрашивать у вас сотрудники ДПС. Ни талона ГТО, ни новой диагностической карты они требовать не могут. Более того – новую карту даже не нужно будет возить с собой.
- Раньше договор ОСАГО можно было продлить, даже если срок ГТО истекал через день. А сейчас?
Сергей Прохоров: Правила игры тут действуют старые. Пока талон ГТО действует – вы в любой момент можете заключить договор со страховой компанией.
- Какие последствия ожидают водителя, попавшего в ДТП с просроченной диагностической картой?
Вячеслав Лысаков: Диагностическая карта не будет иметь сроков действия, это некий документ о проделанной сервисом работе. Что касается последствий - если выяснится, что автомобиль попал в аварию из-за халатности сервиса, то ущерб в полном объеме ляжет именно на них. Конечно, здесь довольно сложно будет собрать доказательную базу – ведь какая-то деталь автомобиля может прийти в негодность уже после ТО. Но, в любом случае, это первый шаг к ответственности тех, кто проводит технический осмотр. Мы все понимаем, что ГАИ, выдавая талоны – с кучей степеней защиты и т.п. – на самом деле не гарантировало ничего, воздух.
- Как быть владельцам редких или старых автомобилей, для которых не существует специализированных сервисов?
Сергей Прохоров: Так же, как и раньше - в ГАИ ведь тоже работали вовсе не специалисты по олдтаймерам. В аккредитованном сервисе можно будет договориться об осмотре машины, а чинить вы можете ее в любом другом месте. Главное, чтобы после ремонта она соответствовала предписанным законом нормам, что, опять-таки, проверят на сервисе.
- Не развязывает ли новый закон руки автомошенникам и недобросовестным сервисменам? Наверняка ведь многие сервисы будут предлагать «по мелочи» чинить полностью исправный автомобиль для получения карты – или предлагать ехать на ТО в другое место, и платить за осмотр заново.
Вячеслав Лысаков: На самом деле им не выгодно так поступать. Наоборот, сервисы заинтересованы в сохранении клиентуры - чтобы люди, приехавшие к ним впервые, становились постоянными клиентами. Одна бизнес-вумен, владелица технического центра, даже сказала мне, что вообще не будет брать денег за выдачу диагностической карты, это будет бесплатной услугой при прохождении планового ТО. Хорошо также было реализовано у Mitsubishi – там водителя пускали в ремонтную зону и механик буквально на пальцах объяснял ему: «вот это нужно делать срочно, вот это может подождать». Конечно, такие шаги способствуют росту доверия. Ну а если «приспичило» - и нужно обратиться в незнакомый сервис: чувствуете, что вас, что называется, разводят? Обратитесь в другой независимый сервис, если выяснится, что вас пытались обмануть – можно подать иск. Вообще, когда законопроект обсуждался, мы хотели, что сервисы составляли некую «касту», были саморегулируемой организацией (СРО) с коллективной ответственностью. Тогда им невыгодно было бы держать в СРО мошенников или нерадивых: ведь за ошибку одного сервиса платили бы все. Думаю, к этой идее мы еще вернемся.